Психологические аспекты преподавания на начальном этапе обучения. Общие рекомендации для педагогов

Любое обучение, каким бы по продолжительности оно ни было, можно разделить на несколько ключевых этапов: вступление, развитие, основная часть, заключительная, итог. В этой статье я затрагиваю аспекты, которые важно учесть с самых первых дней занятий. Итак, поехали. 

Знакомство.

На первом занятии обязательно нужно уделить должное внимание знакомству с каждым учеником, чтобы в дальнейшем к каждому найти индивидуальный подход. Важно идентифицировать:

‒ «активистов»: людей с подвижной психикой, легко идущих на контакт, умеющих быстро переключать внимание и адаптироваться. Если мы говорим о типах темпераментов, то в эту группу попадают сангвиники ‒ люди с быстрой реакцией, легко примиряющиеся со своими ошибками, которых часто выдает очень выразительная мимика и жестикуляция. И холерики ‒ порывистые, нестабильные, неуравновешенные, с резко меняющимся настроением люди. Помним, что последние, увлекаясь и растрачивая свои силы, быстро истощаются;

‒ «тихонь»: более степенных людей, неспешных и «закрытых». По типам темперамента в эту группу попадают флегматики и меланхолики. Помним, что флегматики скупы на эмоции, а меланхолики очень впечатлительны и легко ранимы. Конечно, все мы смешанные типы: порой хочется выть на луну и биться об стену, а в перерывах ‒ улыбаться до ушей. «Чистейшие» холерики или сангвиники встречаются крайне редко, но тем не менее преобладающий тип всегда можно выявить. 

Это важно учитывать, так как в итоге применяемые к конкретной личности педагогические методы и техники влияют на степень усвоения материала обучающимися и конечный результат вашей педагогической деятельности в рамках конкретной рабочей группы. Например, у педагога очень динамичный и эмоциональный стиль подачи материала (а таких большинство, ведь мы же творческие люди), и он в своем привычном, удобном стиле объясняет ошибки ученику, который из второй группы, да еще и меланхолик. В этом случае понять и уловить корректировки последнему будет крайне сложно. Скорее всего такой ученик закроется и не признается в том, что так и не понял, утвердительно покивает головой, чтобы скорее избавиться от возникшей некомфортной ситуации, а педагог пройдет дальше, будучи уверен, что ученик все усвоил.

Кроме этого, в зависимости от особенностей восприятия и обработки информации, стоит «просканировать» учеников по категориям: аудиалы, визуалы, кинестетики (что тоже чаще всего встречается в комбинированном виде). И возможно, когда, объясняя в 125-й раз, педагогу не удается «достучаться до небес», в его голове щелкнет ценнейшая мысль: не ученик глупый, а я объясняю по-тарабарски. Не словами нужно, а схему нарисовать, не биться над иллюстрациями, а взять своей рукой руку ученика и проработать движение. Вот он! Самый цимус! 

Всякий раз, когда я перебираю уйму вариантов и путей и наконец-то нахожу верный ‒ я кайфую. Это как исследование, путешествие. А принцип наглядности возвел в ранг «золотого правила» образования еще отец педагогики Я.А. Коменский аж в XVII веке. Нам не нужно придумывать велосипед, наша задача крутить педали со знанием дела.  

Не менее важно представить себя и свою команду. Подавляющее большинство учеников приходят на занятия с уже имеющимся в их голове образом преподавателей, который сложился из отзывов, рекламных источников, соцсетей и прочего. Здесь хочется заострить внимание на том, что сейчас (на занятиях) вы не звезда, не блогер-миллионник, не супер-гуру и маг, а простой учитель. Возможно, коллеги закидают меня кистями, но я считаю важным сразу дать понять ученику, что не боги горшки обжигают! Вы обычный человек с десятью пальцами и двумя глазами, вы тоже тысячу раз ошибались и злились, бросали и брались заново. Визаж сродни ремеслу, с этим не рождаются, профессиональные навыки отрабатываются и оттачиваются в упорном труде. Когда мы были детьми, мы сотни раз падали, учась ходить, и нам не приходили в голову мысли: «Это не мое!», «Я всю голову себе уже разбил, сколько можно?! Бросаю это дело к чертям». Когда вы ‒ «свой парень», ученику легче задать кажущийся глупым вопрос и понять-таки свои ошибки, нежели когда вы недостижимая комета, несущаяся во Млечном пути.

Итак, рекомендации на данном этапе.

  • 1. Вы и ваша команда заинтересованы создать максимально комфортные условия вхождения человека в новую для него ситуацию, чтобы уменьшить уровень стресса (особенно это касается иногородних и иностранных учеников).
  • 2. С самого первого занятия идентифицируйте учеников и ищите к ним индивидуальный подход ‒ это ключ к успеху в усвоении материала. В первую очередь это касается практических отработок.
  • 3. Адаптируйте манеру подачи материала под эмоциональную составляющую той аудитории, с которой работаете в конкретный момент времени.
  • 4. Комбинируйте приемы и техники, особенно при работе с группами.
  • 5. Общие рекомендации по изложению материала:

‒ речь должна быть средней громкости и средней скорости: лучше говорить чуть тише, чем громко, чуть медленнее, чем быстро. Это показатели, которые не так утомляют и позволяют усваивать информацию человеку со среднестатистическими когнитивными способностями;

‒ в речи всегда должна быть эмоциональная динамика и акценты (крайне сложно длительное время удерживать во внимании монотонную речь на протяжении длительного времени);

‒ обязательно взаимодействуйте с группой, устанавливайте обратную связь: что не понятно? видно ли? какой кистью я сейчас работаю? как называется прием, который я демонстрирую? Сделайте вид, что вы потеряли мысль и попросите аудиторию напомнить, о чем шла речь. Так вы поймете, у кого рассеялось внимание, кто выпал из процесса; 

‒ раз в 20-30 минут (к концу лекции с большей частотой) приводите отвлеченные примеры, рассказывайте о забавных ситуациях с клиентами, истории и байки. Это даст разрядку и ученикам, и вам, взбодрит концентрацию внимания.

6. На первых занятиях разбор ошибок должен происходить строго в индивидуальном порядке, дабы не выбить ученика из его неустойчивого равновесия (особенно если он холерик или меланхолик). Таким, казалось бы, незначительным моментом, некоторым ученикам можно совершенно обрезать крылья. К середине курса, когда все освоились, а вы уже понимаете эмоции и реакции своих учеников, можно делать общие разборы полета, но опять же тактично. Не часто обучаются визажу личности с характером стойким и нордическим как у Штирлица. 

Я очень люблю делиться мыслями на педагогические темы, но эфирное время истекает. Пожалуй, самая главная моя рекомендация на старте: быть щедрым на веру в учеников, выдать им беспроцентный кредит доверия. Взрослому человеку сложнее учиться, потому что страшнее ошибаться. Помогите ему избавиться от этих страхов, и он взлетит!

Ваш покорный слуга
Максим Гилёв

Share :

Twitter
Telegram
WhatsApp

Join The Ride

Subscribe to our fortnightly newsletter with stories from our latest adventures and the best travel tips

Оставьте комментарий

Читать больше

Peter Phillips – Dior Backstage

У Dior вышла новая масштабная коллекция макияжа, которую можно сравнить с базовым набором профессионального визажиста Фотографии новых «пузатых» баночек от Dior в мгновение ока разлетелись по Сети и раскололи косметически-неравнодушное население Земли на два лагеря ‒ кто-то восхитился, а кто-то недоуменно приподнял бровь. Но равнодушных не осталось, это факт. Итак, новая коллекция Dior Backstage Line,

Editorial make-up

Что такое эдиториал-макияж? Что такое эдиториал-макияж? В эдиториал-съемке задействовано множество людей, цель у которых одна: создать иллюстрированную историю через призму своего видения. Это чрезвычайно креативный процесс, зачастую оставляющий пространство для бесконечных интерпретаций. Такие съемки проводятся с целью дальнейшей публикации с указанием имен всех участников, а также для получения tear sheets (дословно ‒ «отрывных листов») ‒ примеров

БЛИЖЕ К ИСКУССТВУ

Покрас Лампас создал лимитированные упаковки для коллекции легендарных оттенков помады M.A.C. Если вы вдруг не знаете, кто такой Покрас Лампас, то никому об этом не говорите. Мы вас сейчас быстренько введем в курс дела, и вы всем будете говорить, что знаете. Урожденный Арсений Пыженков (это запоминать не надо, ведь молодой человек уже получил новый паспорт,

Пролистать наверх